Оперативно-диспетчерская служба Центра экстренной медицинской помощи (ОДС 103)

Программно-аппаратный комплекс ОДС 103 состоит из таких основных элементов:

  • узла маршрутизации и экстренных вызовов – цифровой автоматической телефонной станции "ДНЕПР-МТ" и оборудования гарантированного электропитания;
  • комплекса автоматизированных рабочих мест (АРМ) со специализированным программным обеспечением для диспетчеров приема экстренных вызовов «103» и диспетчеров направления, которые занимаются дальнейшей обработкой заявок на предоставление скорой медицинской помощи;
  • при необходимости, удаленных автоматизированных рабочих мест диспетчеров направлений, которые расположены отдаленно от Центра ОДС 103, но подключены к нему с помощью транспортной сети передачи данных;
  • серверов хранения данных;
  • системы графического отображения, в частности карты местности с расположением бригад скорой медицинской помощи (СМП) в реальном времени;
  • комплекта оборудования транспортных средств, который включает GPS трекер, установленный в автомобиле СМП, индивидуальный мобильный терминал (смартфон) со специализированным программным обеспечением, обеспеченные мобильной связью и мобильным Интернетом;
  • топографической карты местности, предоставленной отечественными провайдерами карт.

Один программно-аппаратный комплекс обеспечивает работу службы экстренной медицинской помощи всей области, например, как реализовано в Херсонской обл., или может иметь зону ответственности, распространяющуюся на часть области. Например, в Днепропетровской обл. организовано два взаимодействующих Центра ОДС в г.Днепр и в г.Кривой Рог.

Региональный центр обслуживания экстренных вызовов по номеру «103»

Image

ЦАТС "ДНЕПР‑МТ" обеспечивает стыки с телефонными сетями – ТСОП, мобильных операторов, ведомственными, а также взаимодействие с IP‑сетями (VoIP) и функции IP‑шлюза.

Комплекс АРМ представляет собой совокупность ПЭВМ, включенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС), которая связана с ЦАТС, и, возможно, удаленных ПЭВМ (удаленных диспетчеров направлений), включенных в комплекс с помощью корпоративной сети передачи данных. 

Рабочие места диспетчеров приема вызовов (ДПВ) оснащены телефонной гарнитурой, подключенной на абонентские линии ЦАТС. 

Такое аппаратное решение, в отличие от общепринятых решений Call-центров, обеспечивает высокое качество речевых каналов. Рабочие места диспетчеров направлений (ДН) оборудованы дополнительным монитором для отображения карты местности, и также могут быть оснащены телефонной гарнитурой или телефонным аппаратом, подключенным на абонентские линии ЦАТС, или IP телефоном.

Комплекс должен быть подключен к сети Интернет через двух разных провайдеров для надежности. Для мобильных компонентов должен быть обеспечен мобильный интернет через двух разных провайдеров для надежности.

Общий вид ОДС Центра экстренной медицинской помощи в г. Днепр

 

Image

Помещение диспетчеров приема вызовов ОДС Центра экстренной медицинской помощи в г. Кривой Рог

 

Image

Автоматизированные рабочие места (АРМ) могут функционировать в следующих режимах:

  • рабочие места диспетчеров приема вызовов (ДПВ) предназначены для приема телефонных вызовов от абонентов телекоммуникационных сетей, открытия заявок на оказание медицинской помощи и передачи их диспетчеру соответствующего направления, принимающему дальнейшее решение;
  • рабочие места диспетчеров направлений (ДН) предназначены для дальнейшей обработки уже принятых заявок на оказание медицинской помощи, передачи их непосредственно в бригаду скорой медицинской помощи (СМП) или другому диспетчеру направления, контроля выполнения заявок и т.д. АРМ ДН могут быть расположены непосредственно в Центре (там же, где расположены все АРМ ДПВ) или могут быть удаленными, расположенными в помещениях определенных станций/ подстанций СМП;
  • рабочие места руководителей ОДС позволяют контролировать процессы приема и обработки вызовов, работу диспетчеров, бригад СМП, управлять их состоянием, составом, другими параметрами, дают доступ к получению и изменению, при необходимости, информации различных справочников системы, доступ к архивным данным выполненных заявок, включая записанные ранее телефонные разговоры, и т.д. Система позволяет автоматизировать получение разнообразных статистических отчетов.

 

Прием телефонного вызова диспетчером приема вызовов:

Image

Ответить на поступивший телефонный вызов можно одним нажатием на "горячую" клавишу клавиатуры.


Открытие заявки на оказание медицинской помощи:

Причину вызова диспетчер может выбрать из выпадающего списка, который предварительно был создан и может быть изменен или дополнен персоналом ОДС. При этом, каждой причине вызова назначается определенный приоритет по срочности выполнения (три уровня). При вводе первых букв адреса вызова появляются соответствующие подсказки, а некоторые поля могут быть заполнены автоматически, например, при выборе диспетчера направления программа предлагает список диспетчеров в соответствии с их зонами обслуживания населенных пунктов и адресов вызова. Состав первичной информации экстренного вызова соответствует медицинской форме №109/о "Картка виклику швидкої медичної допомоги". 

Получение заявки диспетчером направления: 

Диспетчер направления должен подтвердить принятие заявки. Дальнейшая его задача – выбрать соответствующую ближайшую бригаду СМП. 

Выполнить эту задачу помогает карта, которая постоянно открыта на экране второго монитора АРМ ДМ и на которой отображается местоположение, как адреса вызова, так и бригад СМП – по данным GPS трекеров, установленных в автомобиле. Программа способна вычислить и показать ближайшие бригады СМП, отобразить предполагаемый маршрут проезда к месту вызова с ориентировочным временем доезда.

Выбранной бригаде заявка передается в электронном виде на смартфон ответственного врача или фельдшера бригады. В смартфоне (Android) установлено специализированное программное обеспечение, которое позволяет пользователю получить заявку на выезд со всеми данными приема заявки, отображать карту с маршрутом проезда, делать отметки времени, которые требуются для контроля процесса выполнения экстренного вызова. Кроме того, врач может открыть и заполнить одну или более электронные медицинские формы №110/о "Карта виїзду швидкої медичної допомоги", при этом предварительный диагноз может быть установлен с помощью выбора нужных кодов МКБ-10 из списка, построенного по иерархическому принципу.

Получение заявки бригадой СМП:

Отображение карты на экране смартфона:

Примеры заполнения разделов формы №110/о:

Пользователь смартфона может сфотографировать или снять видео с места вызова. Вся введенная информация сохраняется в системе с привязкой к соответствующему вызову.
Диспетчер направления или руководитель может в любое время найти нужный вызов из архива вызовов (поиск возможен по дате, по номеру заявки, по ФИО пациента или по другим параметрам) и скомпоновать всю информацию по этому вызову. Информация будет включать данные формы № 109/о, форм № 110/о, связанных с данной заявкой, журнал всех событий по этой заявке (с указанием диспетчеров, которые с ней работали, бригады СМП, моментов времени, когда произошли те или иные события), фото- и видео-материалы, а также звуковой файл телефонного разговора,в результате которого была открыта эта заявка. В системе также сохраняется треки движения бригад СМП, связанные с выездами по экстренным вызовам.

Отображение движения бригады СМП при выполнении экстренного вызова (из архива треков):

Руководитель СМП имеет возможность контролировать всех пользователей, подключенных в текущий момент к системе:

При этом относительно пользователя смартфона (члена выездной бригады СМП), будет показано его текущее местоположение в соответствии с полученными GPS координатами его смартфона.

Руководитель ОДС или ответственный диспетчер может управлять составом и/или состоянием бригады СМП, посмотреть ее местоположение на карте, просмотреть журнал всех событий, связанных с этой бригадой:

Изменить состав выездной бригады или ее текущее состояние может также ответственный пользователь смартфона - член этой бригады:

Исключением является невозможность установить неработающее или свободное состояние бригады во время выполнения ею экстренного вызова. Руководитель ОДС или ответственный диспетчер может оценить загрузку бригад СМП выбранного подразделения с помощью окна "Оперативная карта работы бригад СМП", в котором наглядно показано изменение состояния бригад СМП в течение суток:

Важными составляющими системы являются статистические отчеты по работе службы ОДС, которые могут быть автоматически сформированы системой по запросу руководителя (ответственного диспетчера) в соответствии с информацией экстренных вызовов, хранящейся в системе. Статистика обрабатывается за указанный период времени, относительно выбранного подразделения службы СМП, и включает такие отчеты, как: "Итоговая сводка о работе СМП", "Сводка о работе диспетчеров приёма", "Ежедневник работы станции СМП", "Вывод заявок в Xls", "Сводка о готовности ОДС", "Деятельность бригад СМП", "Журнал госпитализации", "Журнал вызовов" и др.

Формы отчетов были разработаны по результатам эксплуатации Центров ОДС‑103 в городах  Днепр (Днепропетровск), Кривой Рог, Херсон, а также включают медицинские формы №115/о "Журнал запису звернень про невідкладну медичну допомогу", №115-1/о "Щоденник роботи станції (відділення) швидкої медичної допомоги". Сформированные статистические отчеты выводятся в файл формата Excel, при необходимости, могут быть сохранены и/или распечатаны.

Примеры отчетов:

Отметим также поддержку таких функций и возможностей системы, как:

  • контроль времени этапов выполнения заявок на экстренную медицинскую помощь, отметка тех заявок, по которым выявлено нарушение нормативного времени;
  • автоматический поиск похожих заявок непосредственно во время обработки текущего звонка для выявления случаев повторных вызовов;
  • возможность открытия дополнительных заявок (привязанных к основной заявке): например, когда по уже имеющемуся экстренному вызову, для обслуживания которого уже выехала бригада СМП, необходимо отправить дополнительную (специализированную) бригаду СМП, или когда необходимо запланировать повторное посещение этого же пациента на определенное время;
  • возможность передачи заявки от одного диспетчера направления к другому диспетчеру направления, передачи заявки в непрофильное медицинское учреждение;
  • возможность настройки индивидуально для каждого диспетчера направления его зоны обслуживания в виде списка станции/подстанции СМП; возможность определить зоны обслуживания для каждой станции/подстанции СМП с детализацией населенных пунктов, улиц, списка (диапазона) домов;
  • процедура передачи смены от одного диспетчера направления к другому при наличии незакрытых заявок, которые требуют дальнейшего сопровождения;
  • поддержка данных, необходимых для госпитализации пациентов;
  • введение диспетчером ОДС сведений о неизвестных лицах и возможность в дальнейшем поиска этих сведений в базе данных системы;
  • возможность выполнять исходящие телефонные вызовы, используя интерфейс программы рабочего места, как с помощью набора цифр номера в окне управления вызовами, так и одним кликом на телефонный номер, который отображается в окнах программы АРМ в виде гиперссылки. В том числе обеспечивается возможность перезвонить на номер заявителя, полученный из телефонной сети в виде информации АОН, или введенный в соответствующее поле со слов заявителя (пациента);
  • возможность выполнения передачи телефонного вызова к другому абоненту сети, например, на линию врача-консультанта, подключения к телефонному разговору третьего и более абонентов (организации конференц-связи), а также выполнения других дополнительных телефонных услуг;
  • поддержка протокола взаимодействия с SMS-серверами мобильных операторов, возможность получать экстренные вызовы в виде SMS-сообщений, организовывать SMS диалог с абонентом-заявителем, возможность передавать информацию об экстренном вызове бригаде СМП средствами SMS-сообщений (при невозможности передать эти данные средствами мобильного Интернет);
  • поддержка программой смартфона функции "тревожной кнопки"– сигнал тревоги ("SOS") поступает в центр ОДС и соответствующее уведомление отображается на всех АРМ диспетчеров, которые могут предпринять дальнейшие действия, соответствующие ситуации;
  • обеспечение выпадающих окон и подсказок при введении информации экстренного вызова, исключение по максимуму ошибочного ввода, обязательность заполнения определенных параметров, отмеченных красным цветом;
  • возможность индивидуальной настройки интерфейса АРМ – изменения размера окон и полей, настройка отображения табличных данных и т.д., возможность сортировки данных в таблице по любому столбцу, система фильтров при поиске данных;
  • возможность введения и корректировки информации в справочниках системы, включая поддержку названий населенных пунктов и улиц на русском и других языках;
  • и др.

Контактная информация

ул. Строителей 34, г. Днепр, 49055

Тел./факс: (056)747-34-01

e-mail: monteks@email.dp.ua

Тел.: 0-800-400-330 (круглосуточно, бесплатно с любого оператора)

Авторские права

© ООО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «Монтаж и внедрение телекоммуникационных систем «МОНТЕКС», 2000-2019

© Создание сайта «Интернет-мастер», 2019